Добавить в избранное
Брайан Де Пальма

Венеция-2006: Тестостерон заказывали?

На Венецианской Мостре множится число убийств

Есть что-то символическое в том, что Венецианский фестиваль начался старым жизнерадостным советским фильмом, а закончится нашим новейшим, но убийственно мертвым кино. Получится образцовая демонстрация двух сторон российской истории и российского мироощущения.

О картине, которую назначили закрыть 63-ю Мостру, — ортодоксальном "Острове" (2006) Павла Лунгина, апокалипсической молитве во спасение души, — я уже подробно писал и теперь с интересом жду отзывов международной прессы. Но до этого еще нужно потерпеть: венецианская премьера "Острова" состоится 9 сентября. Стильные афиши картины — игрушечная церковь на фоне безбрежных северных просторов — висят по всему острову Лидо.

А самый первый луч кинопроектора достиг фестивального экрана уже во вторник утром: зазвучал марш молодости из "Весны" — бессмертной, как выясняется, комедии Григория Александрова с Любовью Орловой, Николаем Черкасовым, Фаиной Раневской, Ростиславом Пляттом, Риной Зеленой и с грандиозной, тоже уже классической музыкой Исаака Дунаевского... Я как сел перед экраном, так и не мог, уже в который раз, оторваться от этого источника чистейшей жизненной энергии, каких больше в кино не бывает. И тоже теперь интересно, какие будут отзывы. Какой из двух Россий тут больше поверят, какая вызовет больше симпатий.

Одну Россию представит, напомню, эта большая — 17 фильмов — программа "Тайная история русского кино" ("Волга-Волга", Веселые ребята", "Кубанские казаки", "Карнавальная ночь", "Романс о влюбленных" и др.), которая открыла рабочие будни фестиваля. Вторую — три фильма в главных программах Мостры: работы молодых Ивана Вырыпаева ("Эйфория" (2006) — премьера 6 сентября) и Бориса Хлебникова "Свободное плавание" (2006) (7 сентября), а также вышеупомянутый "Остров" — полуторачасовое камлание в черных тонах.

Церемония торжественного открытия одиннадцатидневного киноконкурса прошла в среду вечером и была ознаменована мировой премьерой новой картины мастера напряженных сюжетов Брайана Де Пальмы "Черная орхидея" /Black Dahlia, The/ (2006) по детективному роману Джеймса Эллроя. Роман этот к большой литературе отнести трудно — сугубо автобусное чтиво для любителей жесткого натурализма. Мне вообще кажется, что автора книжки в первую очередь возбудил тот факт, что его героиню, существовавшую в действительности голливудскую старлетку Элизабет "Бетти" Шорт, убили особо изощренным способом: раздев, изнасиловав, выпотрошив тело и разрезав до ушей рот — на манер бедняги Гуинплэна, героя романа Гюго "Человек, который смеется". Фильм вышел более эстетским, но все же это "фильм-нуар", где "нуар" — самое важное. На сюжет этот, как мухи на мед, слетались как раз те кинорежиссеры, что славятся своим пристрастием к психопатологии: известно, что его хотел снимать Дэвид Финчер, не уступает ему в этом и Де Пальма, автор гангстерских лент типа "Человека со шрамом" /Scarface/ (1983) и "Пути Карлито" /Carlito's Way/ (1993). Да и для создателя "Загадок Лос-Анджелеса" /L.A. Confidential/ (1997) Эллроя это всего только часть его "Лос-Анджелесского квартета" — сугубо коммерческого проекта, чтива для любителей. Написан роман скверно, дурным утилитарным стилем, максимально напичкан пикантными подробностями и лесбийскими мотивами, отсмакованными на всю катушку. Фильм снят стильно, как бы интеллигентно и даже с определенным чувством меры — все-таки Де Пальма. Но сладкое слово "тестостерон" не сходит с уст режиссера — это его целевая установка.

История такова. Девочка из Массачусетса мечтала стать кинозвездой и в девятнадцать лет отправилась завоевывать Калифорнию. Прошла множество кинопроб, в ожидании удачи подрабатывала в ночных клубах и в лесбийских порнофильмах. Была жгучей брюнеткой с неизменным цветком в волосах, носила только черное, и ее прозвали Черной Орхидеей. 9 января 1947 года она встретила какого-то дружелюбного джентльмена, и больше ее живой не видели. Зверское убийство потрясло весь Лос-Анджелес, но так и не было раскрыто. Не раскроет ее и фильм Де Пальмы, но, несомненно, заинтересует охочую до всего пикантного публику — фильму уготована неплохая прокатная судьба.

Главное достоинство картины — артистичность. Де Пальма умело стилизует ее под фильмы аналогичного жанра "нуар", популярные в 40-х: вирирует цветную пленку в тона кофе с молоком, заставляет своих актеров подражать то Хэмфри Богарту, то Джеймсу Кэгни, то Рите Хэйуорт. "Черная орхидея" появляется в черно-белых "кинодокументах" — съемках полицейских допросов, кадрах из эротических лесби. Ее играет молодая канадская актриса Миа Киршнер, она считает свою героиню "очень нежной, романтической и интеллигентной особой". Людей, так или иначе причастных к ее судьбе, воплотили "миллионнодолларовая девушка" Хилари Суонк, "девушка с жемчужной сережкой" Скарлетт Йоханссон, Аарон Экхарт, напомнивший Де Пальме "молодого Керка Дугласа", и Джош Хартнетт из "Факультета" /Faculty, The/ (1998), который, по словам режиссера, "становится мужчиной". Де Пальма считает особенно интересной эпоху, которую переживал Лос-Анджелес после Второй мировой войны: город был наводнен высокопоставленными гангстерами и разъеден коррупцией сверху донизу, причем мафиози тесно сотрудничали с кинобоссами и щедро финансировали искусство, получая в обмен благосклонность красивых актрис. В этом смысле картина, пожалуй, представляет некоторый дополнительный интерес для России, переживающей сейчас как раз такую эпоху. Занятно, что того Лос-Анджелеса в природе больше нет, и съемочная группа нашла требуемую натуру в Софии. Зрители об этом нипочем не догадаются. Убедиться в этом можно будет уже 28 сентября, когда "Черная орхидея" выйдет на экраны России.

Интерес к подобного рода реальным историям-загадкам в мире велик, и Венецианский фестиваль то ли обдуманно, то ли случайно собрал в одном конкурсе целую коллекцию подобных сюжетов. Дав ночи полчаса, зарезанную в 1947 году "Орхидею" уже на другой день сменит убитый в 50-х голливудский актер Джордж Ривз, известный как Супермен из популярного в те годы телесериала. Тайна этой смерти тоже никогда не была раскрыта, и теперь на ней строит свой фильм "Голливудленд" /Hollywoodland/ (2006) Аллен Култер, снявший в главных ролях Эдриэна Броуди, Бена Эффлека и Боба Хоскинса. Будут на фестивальных экранах и другие памятные истории "из самой жизни", начиная с "Башен-близнецов" /World Trade Center/ (2006) Оливера Стоуна о трагедии и героизме 11 сентября и заканчивая "Королевой" /Queen, The/ (2006) Стивена Фрирза — о событиях при королевском дворе Британии после гибели принцессы Дианы. Но об этом — в свое время.



Источник: www.film.ru
   
© 2007